Проект «С Душой к Душе»: профессиональная психологическая помощь и системные расстановки в Волгограде и Волгоградской области
Телефон 8-904-770-86-75 ЗАПИСАТЬСЯ ON-LINE e-mail: psyhelp-cons@mail.ru

Логотип раздела Я вам пишу.Мои статьи, стихи и мысли

Опыт работы в условиях ЧС. Крымск, август 2012. Косвенные внушения.


Вернуться к разделу Я вам пишу.Мои статьи, стихи и мысли

работа в ЧС, психологическая помощь, поддержка психолога, психотерапия, эриксоновский гипноз, косвенные внушения, метафоры, вопросы психол


Опыт работы в условиях ЧС.

Крымск, август 2012.

Оказание  психологической помощи пострадавшим от наводнения в Крымске для меня новый и очень ценный опыт. Пять дней работы вместили столько, что невозможно выразить, как-то объективно оценить, изложить в одночасье. Я несколько раз приступала к написанию отчетной статьи но не так-то легко оказалось «разложить по полочкам» ту работу, которую мы проделали.

Пожалуй, основной особенностью психологической помощи пострадавшему населению на тот период для меня оказалась потребность в интеграции прежнего опыта, а также в интуитивном, очень чутком и пошагово выверенном следовании за клиентом в работе на результат. Сейчас, спустя некоторое время я смотрю на список жителей Крымска, тех с кем довелось поработать, - встретиться, или беседовать по телефону. Читаю записи, которые я сделала на полях тетради, вспоминаю всё до мелочей, будто вновь оказалась на улицах, по которым прошла беда. Теперь, находясь в метапозиции, я готова исследовать проделанную работу анализировать, делать какие-то выводы.

Первое что я сделала – выделила некоторые примеры косвенных внушений, которые довелось использовать в работе с пострадавшими от наводнения. Это необходимо для составления методического пособия по работе психологов в ЧС.

 Часть 1. Косвенные внушения, которые реально использовались в работе с жителями Крымска. (использована классификация по С.Гиллигену)

1. Допущение. Упоминаем о чем-то важном, например, о нашей встрече, как об уже свершившемся факте, - этим ориентируем клиента в заданном направлении. Использовали достаточно часто, в т.ч. в случаях, когда клиент помощь принять не готов.

«Служба психологической помощи создана специально для вас, и вы обязательно сможете ею воспользоваться»

«Если мы (психологи) придем к вам сегодня, вы сможете поделиться тем, как вам удалось справиться»

«Так много всего еще осталось у вас на душе, так важно что вы готовы рассказать об этом»

«Встретившись, мы с вами посмотрим, отчего пока что не восстановился сон»

«Ваш внук легче адаптируется в школе, после того как детский психолог поможет ему избавиться от страхов»

2. Косвенные внушения, связанные со временем. Ориентируем клиента в нужном направлении, предполагая, что внушаемое действие произойдет через некоторый промежуток времени (время не уточняется). Использовали и при необходимости предложить психологическую помощь, и непосредственно в работе направленной на позитивную мотивацию, на смену состояний и т.п.

 «Я даже не знаю, готовы ли вы принять помощь лучших психологов страны, приехавших в Крымск, чтобы помочь вам, в ближайшее время»

«Хорошо бы узнать, какое время для работы с психологом вы выберете на этой неделе»

 «Так важно, если вы через некоторое время, при нашей встрече, расскажете, как вам удалось справиться самостоятельно»

 «Я задумалась, сможете ли вы поделиться со мной тем, что творится на душе, после того, как через несколько минут вы, с моей помощью, справитесь с волнением»

«Я не знаю, успокоится ли ваше дыхание сейчас или через мгновение»

«Ваше тело может приятно расслабиться через некоторое время»

«Ваш сон станет крепким и спокойным, через несколько дней»

«Я вижу, сколько сил найдется у такого мужественного человека, как вы, когда, миновав 40 дней после утраты, Вы вздохнете полной грудью и сделаете шаг в новую жизнь»

«Вы сможете осознать все, что будет вам необходимо сейчас или немного позже»

 «Я предполагаю, что ваш страх обязательно станет значительно меньше, чем в два раза, уже через несколько дней»

«Представляю, каким будет ваш новый дом в будущем, когда все тяжелое для Вас уже останется в прошлом»

«Я смотрю на вас и представляю, как вы осветите свою красоту улыбкой, когда вновь научитесь испытывать радость через некоторое время»

3. Последовательность принятия. Перечисляем ряд истинных утверждений, с которыми не возможно не согласиться, связывая их между собой соединительным союзом и заканчивая последовательность тем утверждением, которое должен принять клиент ( формируется стратегия на сотрудничество).

«Сейчас у вас много дел, приходится оформлять бумаги, стоять в очередях, и конечно же стоит выделить себе минутку чтобы с нашей помощью набраться сил»

«Вот, сейчас на улице сухо, пыльно, солнце светит на нас с вами, и даже в лёгкой одежде жарко стоять, и при такой погоде через некоторое время вы сможете заметить, что воспоминания о наводнении остались в прошлом»

4. Причинно-следственная связь. Связываем два процесса. Применяли достаточно часто, как при формировании контакта, так и в процессе работы.

«Если вы принимаете помощь психолога, то этим помогаете себе справиться с бедой» 

«Чем больше вы наблюдаете за своими ощущениями, тем больше позволяете себе расслабляться»

«Когда вы сделаете полный выдох, то  можете заметить, что стало спокойнее и легче»

 «Если вы сделаете это упражнение в момент, когда тревожно, то тревога уйдет вместе с напряжением»

5. Двойная связка

«И чем больше вы говорите об этом, тем меньше переживаний остается в душе, чем меньше переживаний остается в душе, тем легче говорить об этом»

"И чем полнее ваш выдох, тем больше расслабляется тело, а чем больше расслабляется тело, тем легче становится на душе, и тем полнее ваш выдох»

6. Вопросы. Задаем в следующей последовательности:

- Сосредотачивающие вопросы: «Как Вам нынешняя жара?»

- Затем переходим к фиксации внимания на нейтральных  внешних стимулах: «Как вам слышать шум бульдозера на улице?»

- Открываем доступ к памяти, запуская «внутренний поиск» и задаем вопросы о переживаниях. «Как вы себя чувствуете, когда по-настоящему осознаете, что уже всё закончилось?»

- Далее - вопросы, относящиеся к предполагаемому психотерапевтическому процессу. «Сможете ли представить себе, насколько глубоко вы можете позволить себе расслабиться?»

- Двойственные вопросы. Получаем возможность подстроится, если есть сопротивление, обращаясь и к сотрудничающей и к сопротивляющейся части:

«И вы действительно настроены сегодня помочь себе справиться со страхами и тревогой, разве нет?»

«Наверное, вы сегодня сможете продвинуться еще на шаг к новой, спокойной жизни, разве нет?»

- Скрытые вопросы. Произносим без вопросительной интонации:

«Для меня было бы очень ценно узнать, какая помощь от меня более всего важна для вас»

«Многим людям было бы важно понять, какой ценой человек может выжить в такой ситуации».

- Побуждающие вопросы. Даем прямые указания в форме вопроса, минуя сопротивление:

«Мы можем сейчас побеседовать там, где будет удобно присесть?»

«Вы можете сейчас сделать выдох?»

7. Негативное парадоксальное внушение. В некоторых случаях сопротивления вызываем в представлении клиента какую-то идею, заявляя, что этого делать не нужно.

«Вам, конечно, нет необходимости сейчас тратить свое время на беседу с психологом»

«Вам совсем не обязательно сейчас возвращаться к тем нелегким моментам и рассказывать об этом»

«Пожалуй, вам не стоит сейчас откладывать ремонт дома, для того чтобы немного расслабиться и отдохнуть с нашей помощью»

8. Контекстуальное внушение. Если человек, не готов слушать, внезапно, одной фразой, задействуем ассоциации, что позволяет ему нечто услышать (выделяем определенные слова, произнося их несколько различным образом, соблюдая паузу после каждого выделенного слова).

«Так важно чтобы вы всегда могли принять помощь»

«Конечно, лучший способ, чтобы вы начали расслабляться, это...»

«Быть может, стоит обратиться к тем моменты вашей жизни, когда вы чувствовали себя хорошо,...комфортно,...спокойно...»

«Для того чтобы вы полностью пережили все это нужно…»

«Тогда мы сможем уже записать, что вы справились»

9. Составное внушение

- последовательность принятия

«Мы сегодня встретились впервые, давайте поговорим о том, о чем вам хочется»

«Сегодня на улице жарко, расскажите мне как вы себя чувствуете»

«Сегодня у вас было много забот, вы в очередной раз справились»

«Вы меня слушаете и ваше дыхание становится более спокойным»

«В то время как вы меня слушаете и ваше дыхание становится более спокойным…»

- подкрепление

«Давайте поговорим о том, о чем вам хочется, мы сегодня встретились впервые»

«Расскажите мне как вы себя чувствуете, сегодня на улице жарко»

10. Контингентное непрерывное внушение Озвучиваем какой-либо процесс, который уже происходит или обязательно на некоторое время проявится в будущем, и связываем его с внушением.

 «Продолжая разговаривать со мной, вы можете постепенно почувствовать, как приходит расслабление и покой»

 «С каждым вдохом и выдохом что вы сейчас делаете, вы можете ощутить нарастающее ощущение покоя»

«С каждым вдохом и выдохом из тела могут выходить частички напряжения»

«Когда вы найдете оптимальное решение этого вопроса, вы сможете обрести уверенность в своих силах»

«По мере того как вы разберете весь этот мусор во дворе, у вас на душе станет значительно спокойнее»

11. Наложение противоположностей. Связываем два противоположных процесса.

«Вы можете грустить об утрате имущества, и при этом испытывать радость от того что вы и ваши близкие живы и здоровы»

 «И пока вы изо всех сил сжимаете кулаки, из остальных частей тела может уходить чувство напряжения»

12. Отрицание. Соединяем предложения с вопросительным отрицанием, это способствует разрядке сопротивления.

«Почему бы не дать себе возможность воспользоваться помощью психолога?»

«Возможно вы сможете сегодня сделать несколько шагов в новую жизнь, не так ли?»

«Вы ведь можете позволить себе отдых, не так ли?»

Здесь речь не о вашей вине, разве нет?

13. Трюизм. Озвучиваем самое очевидное, способствуя его осуществлению.

«Когда мы беседуем с психологом, нам из раза в раз становится все легче справиться со своими переживаниями»

«Многие люди сознательно избегают мыслей, которые вызывают слезы, однако они обычно связаны с наиболее важными моментами в их жизни»

«Большинству из нас знакомо такое чувство облегчения, когда в определенный момент удается избавиться от чувства вины»

«Странно, как некоторые люди могут просто чуть сосредоточившись, вспоминать произошедшее с ними до мельчайших деталей, которые, как им казалось, они уже забыли»

«Рано или поздно ваши страхи оставят вас»

«Ваша боль может пройти теперь, ровно в тот момент, когда ваше бессознательное будет готово дать ей пройти»

«Мы знаем, что во сне могут появляться хорошие образы»

 «Иногда мы даже не замечаем, как резко может улучшиться наше настроение, стоит нам только подумать о чем-нибудь хорошем»

«Вы знаете, как легко нам забыть...»

14. Псевдотрюизмы. Добавляем к началу предложения ссылки на несуществующие авторитеты так, что высказывания похожи на истинные, таковыми не являясь.

«Ведущие психологи рекомендуют...»

«По статистике...»

«Доктор Курпатов, «Малахов+», «ЗОЖ» и т.п. пишут/говорят о том...»

«Учеными доказано...»

15. Выбор без выбора. Даем человеку иллюзию выбора между вариантами, выбор любого из них  нам подходит.

 «Сегодня мы побеседуем с вами совсем немножко или подольше?»

«Поговорим в том месте, которое вам кажется более удобным»

«Что бы вы сегодня хотели – решить проблемы со сном или поработать со страхами?»

16. Аллюзии

«Так бывает, что бюрократы (по чьей вине вы не можете получить свои документы) нередко просто не замечают человека, который не спит ночами, мало ест, не заботится о своем здоровье и от этого ослаб»

«Конечно же, мудрый и талантливый человек, который обладает очень богатым жизненным опытом, вполне может написать книгу под названием «Как я выжил!» 

 

Это то, что я смогла вспомнить из долгих-долгих бесед...