Проект «С Душой к Душе»: профессиональная психологическая помощь и системные расстановки в Волгограде и Волгоградской области
Телефон 8-904-770-86-75 ЗАПИСАТЬСЯ ON-LINE e-mail: psyhelp-cons@mail.ru

Логотип раздела Этические принципы

Этические принципы


психотерапия, этика, ответственность, ППЛ


 

Правила этики Профессиональной Психотерапевтической Лиги

Введение

Все члены Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (в дальнейшем - Лиги) признают тот факт, что профессия психотерапевта предполагает моральную ответственность как по отношению к собственному поведению, к своим психотерапевтическим задачам, намерениям, исследованиям, так и по отношению к пациентам (клиентам), доверившим себя психотерапевтам и, таким образом, вступивших в особые эмоциональные и морально-интеллектуальные отношения с ними.Члены Лиги ответственны за постоянную этическую работу с самим собой (этическое самообразование и самопросвещение).

Правила этики Лиги предусматривают:

1)    Защиту пациентов (клиентов) от неэтического поведения психотерапевтов и обучающихся психотерапии (практикантов);

2)    Определение эталонов этического поведения (стандартов) для членов Лиги, сопоставимых со стандартами ЕАП;

3)    Наличие условий для устранения жалоб, трудностей в этой области;

4)    На основе правил - урегулирование взаимоотношений профессионалов (членов Лиги, имеющих высшее психотерапевтическое образование и подготовку) и непрофессионалов (членов Лиги, имеющих исключительный интерес в психотерапевтической работе).

5)    Определение эталонов взаимоотношений государственных чиновников и членов Лиги.

6)    Основа для решения конфликтных ситуаций между членами Лиги.

1.    Применение

Настоящие этические правила обязательны для всех членов Лиги. ППЛ имеет данный собственный этический кодекс, сопоставимый с кодексом ЕАП. В случаях, когда возникают противоречия между кодексом ЕАП и правилами этики ППЛ, приоритет отдается национальным правилам, приближенным и ориентированным на даннуюкультуральную среду.

2.    Профессия психотерапевта

Профессия психотерапевта является самостоятельной научно-практической деятельностью. Психотерапевт диагностирует и грамотно лечит душевные, нервные, психосоматические расстройства, а также личностные и эмоциональные проблемы  пациентов (клиентов). Один пациент (клиент) или более одного лечится (лечатся) одним или более психотерапевтами в психотерапевтическом взаимодействии, достаточно сложным и иногда неоднозначным. Психотерапевты обязаны применять свои профессиональные знания, умения для пользы пациентов (клиентов), обнаруживая  при этом внимательное уважение к их личности. Профессиональный статус психотерапевта определяется уровнем психотерапевтического образования психотерапевта. В рамках ППЛ рассматриваются две группы: профессионалы и непрофессионалы. Профессионалы - члены ППЛ, имеющие высшее психотерапевтическое (медицинское или психологическое) образование и подготовку.

Непрофессионалы - члены ППЛ, не имеющие психотерапевтической подготовки, но желающие работать психотерапевтами и имеющие интерес к данной профессии и желающие повысить собственный образовательный ценз в этой области.

3.    Профессиональная компетенция и ее совершенствование

В своей научно-практической деятельности психотерапевт руководствуется своей профессиональной компетенцией и этическими правилами в рамках его психотерапевтической подготовки. Совершенствуясь профессионально в своей определенной психотерапевтической области, он должен постоянно знакомиться со всеми важными новейшими исследованиями, новыми лечебными методами в психотерапии. Правилами этики признается то положение, что сегодня невозможно быть компетентным во всей психотерапии, все одинаково подробно знать и уметь, каким бы широким ни был спектр знаний и умений психотерапевта. Поэтому психотерапевт должен искренне и трезво осознавать свою относительную ограниченность или относительную несостоятельность в работе с отдельными пациентами (клиентами), в определенных психотерапевтических подходах и методах и, не стесняясь, направлять в таких случаях пациентов (клиентов) к коллегам, способным в данном случае квалифицированно помочь. Профессиональная компетенция определяется возможностью и необходимостью признавать свои ошибки и совместно с коллегами способствовать их устранению.

4.    Конфиденциальность

Принцип конфиденциальности (секретности, неразглашения) в отношении того, что стало известно о пациентах (клиентах) в процессе психотерапевтической работы,нравственно-этически связывает психотерапевтов и их помощников. Принцип этот распространяется и на супервизоров. Соблюдение принципа конфиденциальности является принципиально обязательным для всех членов ППЛ, исключением является постановление судебных органов государственной власти. Однако и в этих случаях правила этического поведения позволяют членам ППЛ исходить из принципа защиты (пользы) своего пациента (клиента).

5.    Основные положения

В начале психотерапевтического процесса психотерапевт обязан объяснить пациенту (клиенту) его права, условия лечения, подчеркнув следующее:

1)    какие методы лечения психотерапевт намерен применить, почему и что требуется при этом во время лечения от пациента (клиента), включая какие-либо жизненные ограничения, формы поведения и т.д.;

2)    сколько времени потребуется для лечения (приблизительная оценка основного, базисного курса и дополнительного курса работы);

3)    вопросы оплаты за лечение - в соответствии с законодательством и с местными условиями работы психотерапевта;

4)    конфиденциальность работы;

5)    правила обжалования;

6)    ответственность пациента (клиента) за выполнение условий лечения, а так же предусмотренные санкции, следующие за нарушением.

Пациенту (клиенту) необходимо предоставить возможность решить, согласен ли он принять психотерапевтическую помощь данного психотерапевта, и если «да», то он полностью разделяет мнение именно этого психотерапевта.

Природа психотерапевтических отношений обычно вызывает и формирует у пациента (клиента) доверие и известную зависимость от психотерапевта. Психотерапевт всегда обязан помнить об этом и работать с профессиональной ответственностью. Разнообразные нарушения в этом отношении расцениваются как серьезные психотерапевтические ошибки или как пренебрежение к своей профессиональной ответственности перед пациентом (клиентом) ради удовлетворения личных интересов (сексуальных, общественных, материальных и т.д.). Любая форма злоупотребления здесь является преступлением против профессиональных этических правил психотерапевта. Ответственность за это возлагается исключительно на самого психотерапевта. Ответственность за любую форму  злоупотребления решается на основе Правил этического поведения ППЛ и заключения Комитета по этике ППЛ. Высшая степень наказания за злоупотребление профессиональными обязанностями является исключение из рядов ППЛ и постановка вопроса о лишении проведения профессиональной практики.

6.    Достоверность, правдивость и надежность информации.

Сведения,  сообщаемые пациентам, должны быть достаточно четкими, достоверными, правдивыми, надежными. Любая неточность, неясность в высказываниях психотерапевта может ввести пациента (клиента) в печальное или трагическое заблуждение и поэтому недопустима. Например: необоснованное обещание выздоровления, необоснованное расхваливание каких-либо психотерапевтических методов, недостаточно апробированных, за счет других методов и их очернение и т.п. В условиях конкретной работы с пациентом (клиентом), психотерапевт обязан иметь конечную цель выздоровление или компенсацию состояния пациента (клиента). На различных этапах лечения (коррекции) допускается неполное информирование пациента (клиента) о его сознательных или бессознательных проблемах, исходя из принципа «не навреди». Однако систематически направленное злоупотребление данным принципом и заведомо наукообразные обещания рассматриваются как нарушение этического кодекса.

7.    Профессиональные отношения с коллегами

Психотерапевт обязан сотрудничать с иными специалистами, применяющими иные способы лечения и диагностики - для блага пациента (клиента). Запрещается использование пациента (клиента) для решения вопросов личных комплексов неполноценности психотерапевта. Запрещается использование пациента (клиента) для сведения счетов с коллегами и личной рекламы, путем дискредитации других методов лечения и коллег.

8.    Этические правила обучения

Выше  упомянутые правила этики также пронизывают отношения между преподавателем (наставником) и обучающимся психотерапии (практикантом). Введение институтасупервизии является необходимым условием обучающих программ по психотерапии.  Предполагается личная ответственность преподавателя при обучении различным разделам психотерапии.

9.    Вклад в здравоохранение

Общественная ответственность психотерапевтов состоит в том, что они должны вносить свой вклад в создание и поддержание таких жизненных условий, которые будут способствовать улучшению, укреплению, восстановлению душевного здоровья, развитию зрелости и эмоционального равновесия пациентов (клиентов). ППЛ рассматривает свое участие в цивилизующем процессе формирования условий человеческого существования своих пациентов (клиентов), общественных отношений с различными организациями и отношений с государственными органами в новых экономических условиях.

10. Психотерапевтические исследования

 

В целях научного развития психотерапии специалисты должны так или иначе участвовать в исследовательской работе. Их психотерапевтические исследования, публикации являются необходимым проявлением профессионализма, являются выражением этически правильного поведения, поскольку, в конечном итоге, служат пациентам (клиентам), а интересы пациента (клиента) являются первоочередными. Психотерапевтические исследования являются необходимым условием повышения качества работы специалиста и позволяют ему улучшать понимание проблем пациента (клиента).

11. Нарушение этических правил

ППЛ предполагает возможность обжалования в случаях нарушения кем-либо из ее членов Правил этического поведения, а так же предполагает возможность обращения за советом и поддержкой. Для целей разбора нарушений Правил этики создан Комитет по этике и защите профессиональных прав в ППЛ. Первичное заслушивание происходит в Комитете по этике, а затем выносится при необходимости на более широкое обсуждение всеми заинтересованными лицами ППЛ